Консультация развитие детей в игровой деятельности. Консультация "игровая деятельность в семье"

Консультация «Организация игровой деятельности»

Современные исследования показывают, что игры недостаточно используются в воспитании и обучении дошкольника. В образовательном пространстве игра всё больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат… . Забыв о том, что А.В.Запорожцев называл игру специфически детской деятельностью, а Л.С.Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребёнка (в игре он становится на голову выше себя). Без конца повторяют, что игра – ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно потому ведущая, что в ней, как отмечал А.Н.Леонтьев, развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учёбе. Нет игры у дошкольника – нет интереса к учёбе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно: хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребёнок уже «всё знает» и к школе готов. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая их пустой тратой времени.

Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учёбы. Более того, появляются призывы к тому, что и самой игре следует учить. Игра фактически сводится к игровым приёмам, «обыгрыванию» учебного материала, подчас используется как сплошное «поле» обучения.

Нет сомнений, знания нужны дошкольнику, и было бы ошибкой противопоставлять игру процессу получения жизненного опыта и знаний. Но дело в том, что именно игра выполняет в этом процессе наиважнейшую роль.

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждый из них имеет своё значение для развитие психики и социальной адаптации ребёнка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребёнку и в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, даёт ребёнку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является способом получения новых знаний, она служит для перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребёнка.

Итак, знание и игра не противоречат друг другу, а дополняют. Нет знаний – нет игры, нет игры – нет знаний.

У многих практических работников нет чёткого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. Существуют различные классификации детских игр. Рассмотрим одну из них. (Приложение 1) Предлагаемая классификация игр выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр.

Первый класс – Игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры.

Второй класс – Игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры) . Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

Третий класс – Традиционные или народные игры , возникшие в глубине этноса.

Все классы игр исторически связаны друг с другом. Наиболее древними являются игры – экспериментирования и примитивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры.

Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Игры других классов в основном обслуживают процессы обучения и воспитания.

Наблюдения за современными детьми показывают, что в их деятельности всё реже появляются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Дети не умеют придумывать игру, не умеют развивать инициативу в игре, подчиняться правилам и самостоятельно контролировать подчинение правилам других участников игры. Это происходит потому, что исчезают сообщества детей, включающие в себя разные возраста (дворовые компании, многодетные семьи и т.д.). В таких сообществах умение играть передавалось от более старших детей к младшим. В наше время ребёнок растёт среди взрослых. А взрослым просто некогда с ним играть. Поэтому у детей теряется навык игровой деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно придумывать игру, развивать игровой сюжет, следить за соблюдением игровых правил.

Опираясь на рассмотренную классификацию, можно заметить, что каждый подвид игры развивается у ребёнка в определённом возрасте. Исследования Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой и Е.Е.Кравцовой также доказали, что игры развиваются в следующей последовательности:

  • Младший дошкольный возраст – режиссёрская игра (игра - манипуляция предметами)
  • Средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра - диалог)
  • Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссёрская игра (игра – фантазия, сюжетосложение)

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.

В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет.

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое ролевое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет).

Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. На шестом году жизни у детей развивается интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и т.д.), но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок, шарик…), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра – рисование, игра - фантазия).

Чтобы все эти умения успешно формировались у детей, необходимо создавать условия.

  • Формировать основания для детской игры: проводить беседы, диалоги с детьми, читать художественную литературу, проводить целевые прогулки и экскурсии, использовать технические средства обучения, проводить наблюдения за играми других детей, использовать музыкальный репертуар, составлять альбомы, книги по теме игры и т.д.
  • Содействовать становлению игрового опыта ребёнка: знакомить с атрибутами, предметами – заместителями и способами их использования, организовывать игровое пространство, отражать типичные черты роли, использовать игры – имитации, режиссёрские, конструктивные и подвижные игры, ручной труд, изодеятельность (самостоятельное изготовление атрибутов)
  • Развивать коммуникативные умения: проводить этические беседы, театрализованные игры, игры инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи» и др.

В заключение всего можно сказать, что каждый педагог должен стремиться к самораскрытию воспитанников в игре, к ориентации на его индивидуальные особенности, так как это является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.

Муниципальное образовательное учреждение МДОУ №15 «Ручеек»

г.Ртищево Саратовской области

Выполнила: Курышова Н.Н.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Общественность в жизни ребенка - это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности - это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.

Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него - живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще. Мы уже говорили о том, какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.


Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы.
В игре находят своё отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым не изобретается ребёнком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.
Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника, так как она удовлетворяет все его потребности (основные): в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности, движения, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности….
В игре ребёнок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая своя желания, представления, чувства. В отличии от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, летать в космосе, учить учеников в школе……. Таким образом, как указывал К.Д. Ушинский,
«…. пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: - учится ставить перед собой цель
- планировать
- добиваться результата
Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости, выполняя правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Основное отличие игры от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не на результат.
Классификация детских игр
(по С.Л. Новосёловой)
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) – самостоятельные игры:
игра – экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
игры со строительным материалом.
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целями:
игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, …);
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Игры с правилами
Игры с правилами – это особая группа игр, специально созданных для решения определенных задач обучения и воспитания детей. это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания.
Игры с правилами
дидактические подвижные
Игры с правилами
Сюжетные бессюжетные
(«Кошки-мышки», «Магазин», ! «Садовник»…) («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?»…..)
Значение игр с правилами:
овладеть правилом – значит овладеть своим поведением;
ловкость, внимательность;
оказание помощи товарищу;
самооценка и взаимооценка;
стремление к совершенствованию.
Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста!!!
Дидактические игры
по содержанию по дидактическому материалу
(матем-е, речевые, эколог-е….) (игры с предметами, с игрушками, настольно-печатные, словесные)
Структура дидактических игр
Обучающая (дидактическая задача) игровые действия правила

Подвижные игры – сложная двигательная, эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Подвижные игры

ПИ с правилами спортивные игры

(элементы волейбола, баскетбола,

бадминтона, футбола,

хоккея, городки)

сюжетные несюжетные

отражают жизненный или двигательные игровые

сказочный эпизод задания (эстафеты, перебежки,

(«Воробушки и автомобили», игры-соревнования..)

«Гуси-лебеди»…)

игры-забавы («Коза рогатая»,

«Ладушки»…)

Подвижные игры

По степени подвижности по преобладающим движения по предметам

(малой, средней, большой) (с прыжками, бегом, лазаньем) (мячи, ленты, обрчи…)

Значение подвижных игр:

1. Укрепление здоровья (ДА + положительные эмоции + ускоренный темп + нагрузка);

2. благотворное влияние на физическое развитие детей;

3. формирование и совершенствование двигательных навыков и физических качеств;

4. формирование нравственных качеств (справедливости, честности, умение подчиняться общим правилам….);

5. ориентировка в пространстве;

6. развитие речи;

7. воспитание национального самосознания (народные игры); - НРК (ГОС);

8. эстетическое воспитание (эмоции, фольклор, музыка, выразительность движений….);

9. развитие коммуникативных навыков;

10. познание окружающего мира (в содержании игр много познавательного материала – расширение и уточнение преставления о повадках животных, жизни людей…);

11. умственное развитие (развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве, творческое воображение, сообразительность, ….);

12. творческое развитие (вариативность).

Таким образом, использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего развития детей!!!

Традиционная классификация детских игр

Творческие игры – в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие игры

Режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные игры со строительным

Материалом

сюжетно-отобразительные игры

Режиссерские игры – это игры, в которых ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников, роли, которые исполняют игрушки (предметы – заместители; неодушевленные предметы), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Ребёнок (режиссер) создает сюжет игры, её сценарий. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображение событий.

Сюжет представляет собой цепочку действий.

Речь – главный компонент (за всех героев и автора).

Сюжетно-отобразителные игры – это игры, в которых ребёнок раннего возраста усваивает способы действий с предметами, овладевает последовательностью действий; затем ребёнок обогащает игру простейшим сюжетом, выполняет роль (предпосылки сюжетно-ролевой игры).

Сюжетно – ролевые игры – это игры, основой которых является мнимая или воображаемая ситуация (сюжет), которая заключается в том, что ребёнок берет на себя роль и выполняет её в созданной или игровой обстановке.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры

бытовые производственные общественные

(дом, семья, стирка…) (магазин, ателье, парикмахерская…) (праздник, день рожденья, день города…)

Театрализованные игры – развертывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры.

Игры со строительным материалом – это игры, в основе которых лежат конструктивные умения и способности.

Конструирование по заданной теме по замыслу игры с природным материалом

по образцу (шишки, камушки…….)

игры с песком, водой, снегом

Консультация для педагогов «Игровая деятельность дошкольников»

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Малышева С.Н.

Развитие игровой деятельности в свете ФГОС.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

В современном детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Для физического развития детей создана зона двигательной активности: дети занимаются подвижной игровой деятельностью утром, на прогулке, после дневного сна. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр , мини-музеи кукол, центры ряжения, которые позволяют изменить свой облик, и познавать себя. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры . Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.

Для художественно-эстетического развития детей есть центры творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности .

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.

Для познавательно-речевого развития детей созданы центры речевого развития, центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Кроме этого ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно- пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.

Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что же это значит?

1) Насыщенность среды . Образовательное пространство должно быть достаточно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детских игр.

4) Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

5) Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Консультация для воспитателей

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений , в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала.


В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

DIV_ADBLOCK107">


· Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

· Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

· Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

· Игры на темы литературных произведений, кино-, теле - и радиопередач : в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно - отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

DIV_ADBLOCK108">

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image005_35.jpg" alt="Сайт заблокирован" width="409" height="274 src=">

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительные материалы (портал Pandia.ru)" href="/text/tema/stroy/materials/">строительных материалов . Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.


В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image008_29.jpg" alt="сайт" width="552" height="437 src=">

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

· наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

· наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, и др.) Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно образовательную деятельность . Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

· комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.