Тема «Источники географической информации. Карты – особый источник географических знаний

Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.

Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.

Сравнение

Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.

Глобус

Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.

Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.

Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.

Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.


Карта Росии

Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.

Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.

Карты более удобны в использовании, чем глобусы.

Выводы сайт

  1. Карта появилась раньше, глобус — на восемнадцать столетий позже.
  2. На глобусе изображена вся Земля, а карта может демонстрировать зрителям как всю планету, так и отдельные материки, страны, части света, области, города, улицы.
  3. Географические объекты, их площади и расстояния между ними передаются на глобусе без искажений, в отличие от изображения на карте.
  4. Глобус менее удобен в использовании, чем карта.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

География. Географи-ческие объекты. Глобус. Карта

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по-лучения информации о Земле.

Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го-рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна-чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра-фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис-следовали и описывали нашу планету.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «земле-описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла-неты круглый год лежит снег, а в других рас-тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи-ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень раз-нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар-тах показана поверхность всей Земли, а на дру-гих — только какая-нибудь её часть.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче-ской карте, на политической карте?

2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли-чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль-зоваться

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по-лушария, западное и восточное. Как будто гло-бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас-стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы-валась «Большой чертёж». На ней было показа-но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со-жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомнен-но, карты принадлежат к великим творениям че-ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3.Что тебе известно об истории создания гло-буса и географических карт? 4. Докажи на при-мерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Вывод

География изучает природу земной поверхно-сти, население и его хозяйственную деятель-ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча-тельных изобретений человечества.

Мир глазами географа -1

Практическая работа «Глобус как источник географической информации». 5 класс

Цель:

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности учащихся с глобусом, как одним из источником информации.

Содержание работы.

Прочитайте текст

Глобус и карта

Глобус - уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной поверхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них сильно уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры - десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изобразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Беларусь) изображаются такими малыми фигурами, что на них едва хватает места для одного кружка - условного знака столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изображается не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При составлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных математических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Ответьте на вопросы.

Задания базового уровня

    В чем преимущества глобуса перед географической картой?

    В чем главный недостаток глобуса?

    Задания, которые направлены на установление пространственных отношений между объектами, могут быть использованы на закрепление правильного произношения и написания географических названий.

Например, используя глобус назовите материки:

а) полностью расположенные в Северном полушарии –

б) полностью расположены в Южном полушарии –

в) расположены частично в Северном, частично - в Южном полушарии –

4. Или, используя глобус назовите океан (океаны):

а) расположенные только в одном полушарии –

б) расположенные частично в Северном, частично - в Южном полушарии

Найдите их на карте и подпишите на к/к

Задания повышенного уровня

1.Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

2.Найдите на глобусе масштаб. Прочитайте его. С помощью масштаба и полоски бумаги или нитки (если есть, то масштабной линейки)определите расстояние в километрах:

А) от Северного до Южного полюса Б) от Москвы до Санкт-Петербурга

В) от Лондона до экватора

Г) от Новосибирска до Северного полюса

3. По глобусу определите, какие города имеют географические координаты:

39° с.ш. 116° в.д. - Пекин

19° с.ш. 99° з.д. - Мехико

34° ю.ш. 19° в.д. - Кейптуан

30° с.ш. 31° в.д. - Каир

Отметьте эти города на контурной карте

4.Используя ЭОР Глобус - модель Земли. Практические задания.

Пройдите тест, ответив на вопросы темы "Первый глобус",

Высокого уровня

Определите точку на глобусе, через которую проходил беспосадочный перелёт советских лётчиков: нашего земляка - В.П, Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова по маршруту Москва (Россия) - Портленд (США).

Самолёт всё время шёл на север, перевалив точку …..(выхода земной оси на поверхность- в сильных классах это можно не указывать) самолёт шёл прежним курсом, но уже по направлению на юг. Точные часы - морской хронометр, секстант, таблицы и сложные вычисления дали все данные для перестановки указателя курса. «Всё в порядке, мы летим на юг!»

Объясните ваше решение.

Результат:

1.Задания1-2 базового уровня (В чем преимущества глобуса перед географической картой? В чем главный недостаток глобуса?) и задание 1 повышенного уровня ( Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?) выполните в виде краткого сообщения с записью в тетради ключевых слов.

2.Контурная карта с выполненными заданиями

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Чере

3.Пройдите тест используя ЭОР

4. Проведите самооценку своих достижений.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке.

1.Мне все было понятно. 2.В работе были затруднения 3. Было много непонятного.

А также поставить себе оценку за работу на уроке (включая результаты теста).

1) Назовите первые способы познания людьми окружающего их мира.

  • Ответ: Путешествия по новым землям, наблюдение.

2) Какие источники географической информации вам известны?

  • Ответы: Сведения Интернета, энциклопедии, географические карты и т.д.

3) Какие методы использует географическая наука?

  • Ответ: Путешествие, наблюдение, описание и характеристика, картографирование, сравнительный, статический, аэрофотосъемка, космический.

4) Какие экспедиции, в какие районы Земли организовали российские географы в наши дни?

  • Ответ: Обследование места захоронения радиоактивных отходов в Японском и Охотском морях.

5) Какие методы изучения географии вы применяли в 6 классе?

  • Ответ: сравнительный, описание, характеристика.

6) Рассмотрите карты атласа. Определите, какие карты преобладают.

а) по охвату территории.

  • Ответ: Материков и океанов.
  • Ответ: общегеографическая (физическая).

Почему?

  • Ответ: Они несут больше информации.

7) Определите по карте полушарий, а затем по глобусу расстояния:

Сравните результаты и сделайте вывод.

  • Ответ:

8) Напишите, что изображено на карте условными знаками.

9) Опишите одну из карт атласа (по вашему выбору).

Название карты.

  • Ответ: Физическая карта мира.

Вид карты по охвату территории.

  • Ответ: Мировая.
  • Ответ: Общегеографическая.

Что изображено на карте и какими способами?

  • Ответ: Рельеф, реки, озера, крупные города (надпись и условные знаки).

10) Какие сведения можно получить из физической карты?

  • Ответ: Названия объектов, рельеф, координаты объектов.

11) Как вы понимаете слова известного географа о том, что, в отличие от книги и других источников информации, карта «рассказывает» быстрее, точнее, нагляднее и лаконичнее?

  • Ответ: Карта показывает только то, что необходимо.

12) Известный картограф наших дней утверждает, что вскоре знание карты будет так же важно, как знание грамматики и математики. Выразите свое отношение к этому утверждению.

  • Ответ: Карты стали часто появляться в СМИ. Умение понять содержание карты важно для каждого человека.

13) Как вы думаете, что появилось раньше - письменность или карта? Обоснуйте свой ответ.

  • Ответ: Карта, так как раньше расположение объектов было проще нарисовать, письменностью пользоваться мог не каждый человек.