Проект по физической культуре "подвижные игры". Спортивные игры Список использованной литературы

В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление.
2. Обучение.
3. Воспитание, развитие.

Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура.

Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

Главенствующей образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры - радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества - важнейшие факторы оздоровления.

Следует особо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствуют развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность. В 1-ых классах использую сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Она включает в себя три части: «Перебежка зверей», «Сокол и ласточки», «Лев и обезьянки». В игре дети, произнося речитативом сюжетные тексты, превращаются в зверей: в лису, зайца, волка. В зависимости от роли ученики выполняют определённые движения. Во 2-ых классах проводится игра «Мои любимые мультфильмы». Дети очень любят мультфильмы, поэтому, разрабатывая сценарий игр по известным мультфильмам, например, «Чип и Дейл», «Том и Джерри», решаю не только обучающие и развивающие, но и воспитательные задачи.

«Чип и Дейл» - два бурундука, очень ловкие и быстрые, самое главное, они дружные и помогают друг другу. Организуются пары: Чип и Дейл.

В игре дети бегают и перемещаются парами, проявляют ловкость, быстроту при перебежках, крепко держась за руки, символируя свою дружбу. В игре «Том и Джерри» дети строятся шеренгами. Игроки, стоящие в первой шеренге, - это команда Джерри (маленькие мышки): очень быстрые, проворные (по сюжету мультфильма), они ловко убегают от второй шеренги (команды Тома -хитрые коты).

Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.

Игра «На озере»

Дети в центре зала образуют «озеро» - каждый садится в свой домик.
Выбирают водяного ему, надевают бороду и небольшую корону. В руках у него светофор - красный и зеленый. Учитель показывает детям рисунок цапли. Все вместе произносят «Ходят цапельки вокруг, лапки поднимая, через кочки и пеньки весело шагая». На каждое слово учащиеся выполняют за учителем различные движения руками и ногами в положении сидя. Затем они расходятся по залу и изображают движения цапли (ходьба, высоко поднимая колени, тянуть носок, руки в стороны, следить за осанкой). Водяной поднимает красный светофор, и все цапли садятся в сои домики.

А учитель уже показывает рисунок лягушки и зачитывает следующий рефрен: «Мы лягушки, мы лягушки, мя зелененькие брюшки, по болоту прыгаем и ногами двигаем». Водяной поднимает зеленый светофор. Все дети начинают прыгать в приседе с опорой на руки и квакают. Водяной поднимает красный светофор. И все лягушки бегут в домики (прибежавший последним получает штрафное очко).

Учитель: «На озеро пришел рыбак, за спиной он нес рюкзак, а в руках у него удочка». По сигналу водяного дети бегут к гимнастическим стенкам, берут развешанные там скалки, складывают их вдвое, крутят правой рукой по кругу, перепрыгивают через них, стараясь не попасться на удочку. Учитель подсказывает ребятам, что нужно пониже опустить руку со скакалкой, и тогда удобнее будет прыгать.

Новый сигнал водяного (все действия выполняются только по сигналу). Дети вешают скакалки на гимнастические стенки и возвращаются в свои домики.
Сюжетно- ролевые игры составляю для физкультминуток. Например, игры «Солнышко», «Капитан», «Туристы», «Паучки».

Внеклассные мероприятия разрабатываю в нетрадиционной форме. Например, спортивный конкурс «Папа, мама и я спортивная семья» проводится по сюжету русских народных сказок: «Репка», «Морозко», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др.

Сюжетно-ролевые игры по русским народным сказкам укрепляют не только тело и дух, но и знакомят с устным народным творчеством, приобщают детей к национальной культуре.
На уроках гимнастики также проводятся сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Приключения Буратино». Дети, выполняя физические упражнения в группах по станциям «На болоте у черепахи Тортиллы», «Карабас-Барабас» и др.), не только обучаются прыжкам «по кочкам», перекатам и др., но и учатся проявлять личностные качества: аккуратность и точность движений, взаимоуважение и взаимовыручку.

На уроках лыжной подготовки при обучении и закреплении навыков скольжения использую игру «Паровоз». По лыжне учитель «идёт первым вагоном», затем - ученики, хорошо владеющие навыком скольжения, и т.д. в зависимости от уровня физической подготовки детей. Во время движения ученики выполняют основное правило: не сходить «с пути». Учителем задаётся маршрут движения: объявляются станции: «Скоростная» (интенсивное движение), «Отдыхай-ка» (ожидание завершающих скольжение «вагончиков»), «Ремонтная» (оказание помощи), «Финишная». Такой подход к организации урока способствует воспитанию культуры поведения и общения, формированию таких качеств, как сопереживание, взаимная поддержка.

В моём педагогическом арсенале имеется значительное количество разработанных сценариев сюжетно-ролевых игр для начальных классов, некоторые из них напечатаны в журнале «Физкультура в школе». (№ 1, 1994 «Сказочное путешествие», № 4, 1994 «В гостях у сказки», №2, 1995 «Для физкультминуток», № 6, 1997 «Осенние праздники», № 4, 1998 «Мы в походе», № 3, 2000 «Сюжетные физкультминутки», № 4, 2008 «Сюжетный спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья»).

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

« Подвижные игры»

1.Введение

Предыстория игры уходит далеко вглубь веков. Игра неразрывно связана с детством. Мир детства невозможно представить без игры.. Игра является ведущей формой деятельности. Она побуждает играющего использовать определённые усилия преодоления трудностей. С помощью игры дети укрепляют не только ловкость, выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь, формируют дикцию. Во время игры дети переживают и поддерживают друг друга, стараются не обидеть и понять товарищей.. Игра служит становлению и сплочению коллектива. Поэтому мы все так любим играть!

Структура игр позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. Дети сами регулируют взаимоотношения, решают спорные вопросы, находят выход из конфликтной ситуации. Игры являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самостоятельности и организованности.

В условиях современной цивилизации компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. Появилось много интересных компьютерных игр . В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома, не задумываясь о вредном влиянии на здоровье. Мои родители следят за здоровьем и поэтому советуют больше играть в подвижные игры на улице.

У меня возникает проблема проведения активного отдыха, так как ребят невозможно вызвать на улицу: они почти все сидят за компьютерами.

Переубедить сверстников играть в подвижные игры я решила при выполнении данной работы.

2.Цели и задачи проекта

Целью моей исследовательской работы стало выяснение, в какие игры предпочитают играть ребята в компьютерные или подвижные.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

Провести исследование среди учащихся моего класса по предпочтению ими видов игр; для этого создать анкету и опросить моих одноклассников

Изучить историю русских подвижных игр.

Поиграть в некоторые «забытые» игры с одноклассниками,

показать что эти игры весёлые и увлекательные. Заинтересовать ребят подвижными играми; создать картотеку подвижных игр для ребят нашего класса.

Гипотеза:

Предполагаю, что ребята отдают предпочтение компьютерным играм. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение литературы, опрос, игровые.

Объект исследования:

Старинные русские подвижные игры и современные игры детей.

3. Из истории русских подвижных игр. Виды игр

Из литературы я узнала, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, педагогика, теория и методика физического воспитания.

На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. На Руси считалось, что детство - это время, отведенное для игр. Именно так происходила закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а также умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.

У русских детей были самые разные игры:

пальчиковые,

состязательные,

драматические,

хороводные.

Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, сопровождавшееся произнесением коротких стихов.

Состязательные игры - это подвижные игры, цель которых - добиться превосходства над остальными, показать свою физическую силу, ловкость, находчивость.

Драматические - это целые пьесы, диалоги

Хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.

Большую часть своего времени дети крестьян проводили на улице. Поэтому игр уличных было у них известно гораздо больше, чем тех, которые предназначены для помещений. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. Правда, крестьяне жестко ограничивали своих детей в количестве игрушек. Игрушки чрезвычайно редко покупались: дети постарше мастерили их себе сами, для самых маленьких их делали дедушки и бабушки.

В период отрочества дети все свое свободное от хозяйственных забот время тоже посвящали играм. Среди игр самыми популярными были разные виды ловишек, пятнашек, жмурок, пряток. Существовало множество игр, в которых использовались мячи, жгуты, веревки. Зимой дети катались на коньках и санках, играли в снежки, брали штурмом снежные крепости. Часто устраивались гонки по льду на санях, по конструкции очень похожих на финские сани. В уличных играх всегда участвовало много детей - поэтому деревенские игры были, как правило, массовые.

В настоящее время появились компьютерные игры- игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.

4. Анкетирование детей.

Чтобы исследовать в какие игры играют мои одноклассники, я провела анкетирование. В анкету я включила следующие вопросы:

Какие игры из списка тебе знакомы?

Назови 2-3 самые любимые игры?

После того, как я провела анкетирование 25одноклассников и получила ответы, я собрала результаты и вывела проценты.

Выяснилось, что на вопрос какие игры ты предпочитаешь, 68% (17человек)- компьтерные,40%(10чел.) - подвижные игры (салки, жмурки, вышибала) 24% (6чел.) любят настольные игры и 36% сообщили спортивные игры, такие, как футбол, теннис, баскетбол, а 16% (4 человека) не знают никаких игр.

Очень жаль, что мои одноклассники любят больше играть в компьютер, чем с друзьями. Но то, что чуть меньше половины ребят любят подвижные

игры -это замечательно.

На вопрос, какие игры из списка тебе знакомы, ребята почти все знают такие замечательные игры, как салки, догонялки, прятки, вышибала, жмурки, шашки, шахматы, футбол. Чуть меньше ребята знают домино, телефон, компьютерные.

При ответе на вопрос:

Как часто ты играешь в подвижные игры?, получилось, что меньше половины ребят играют в подвижные игры чаще, чем 3 раза в неделю, и 14% играют 2-3раза в неделю. В компьютерные игры играют всё равно больше-32% 2-3 раза в неделю, а 46% чаще,чем 3раза в неделю

Среди моих одноклассников самыми любимыми оказались компьютерные игры. Треть ребят в качестве любимых назвала вышибала, собачки, пионербол, картошку, шашки.

Мои исследования говорят о том, что ребята любят компьютерные игры.

Конечно, жаль!.

В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети его больше используют для игры.. У тех, кто много времени проводит за компьютером может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Подвижные, спортивные игры приносят только пользу.

Для того, чтобы заинтересовать своих одноклассников подвижными играми я создала картотеку игр, таких, как, «Горелки»,»Ручеек»,»Штандер»»Хромая лиса». «Третий лишний».

Мы поиграли в эти игры. Всем понравилось. Мы играли дружно и весело. Я надеюсь, что теперь мы будем играть в подвижные игры чаще, а картотеку я буду постоянно пополнять подвижными играми.

6.Заключение

В ходе исследования я обнаружила. Что современное поколение предпочитают проводить своё свободное время за компьютером. Чуть меньше половины ребят любят подвижные игры, но знают их недостаточно. Хорошо, что дети играют в настольные игры в шашки, лото. Но всё-таки детям надо больше играть в подвижные, спортивные игры, развиваться физически

Лучшим распространителем и пропагандистом игр являемся мы - дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!

Список используемой литературы:

Былеева Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.;

Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.;

Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;

Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988.

Приложение 1. Анкетирование одноклассников

Число опрошенных - 25

Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные или другие?

Компьютерные 17- 68%

Подвижные (салки, прятки, жмурки) 10 - 40%

Настольные (шашки, шахматы) 6 - 24%

Спортивные (футбол, пионербол, волейбол) 9 - 36%

Отметь игры, которые тебе знакомы?

Ручеёк

Кол-во

Салки

Прятки

Догонялки

Городки

Лапта

Вышибалы

Жмурки

Колечко

Чижик

Классики

Резиночки

12палочек

Телефон

Съедобное-несъедобное

Горелки

Ножички

Домино

Шахматы

Шашки

Лото

Волейбол

Футбол

Хоккей

Теннис

Фанты

Как часто ты играешь в подвижные игры?

Кол-во

  • очень редко

    Раз в неделю

    2-3раза внеделю

    Чаще, чем 3раза в

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Аннотация: Сюжетно-ролевой урок физической культуры для 2-го класса. «Поход на лесную поляну »проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге ив прыжках; в играх развиваются дружественные отношения, двигательные качества и умственные способности, укрепляется здоровье.

Для проведения урока я использовала нестандартное оборудование: самодельные приспособления из пенопласта – рыбки, грибы, орешки; ведра и корзины; мягкие игрушки, гимнастические обручи, «мусор»,пеньки из картона.

Младший школьный возраст – наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка, его физических качеств. Взаимосвязь игры и учения проявляются во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности. Так, решая двигательные задачи, на сюжетно-ролевом уроке дети познают окружающий мир. Они путешествуют на уроке, содержание которого наполнено игровыми сюжетами. У детей высокий эмоциональный настрой, повышается интерес к двигательной деятельности на занятии. На уроке развиваются не только физические качества детей, но и интеллектуальные способности; отдыхая, дети отгадывают загадки и поют песенки во время релаксации. Ребята с увлечением пользуются самодельным нестандартным оборудованием – рыбками, грибами, орешками; мягкими игрушками и т.д. Самодельные наглядные пособия помогают правильному выполнению упражнений. Использование ИКТ на уроке даёт детям иллюзию пребывания на лесной поляне.

Учебный предмет: физкультура

Уровень образования школьников : учащиеся 2 класса

Цель: Развитие интереса к занятиям спортом и туризмом. Воспитание любви к природе, бережного отношения к животным, птицам, зелёным насаждениям. Формирование развития физических качеств как одного из главных составляющих здоровой жизни.

Задачи:

  1. Развивать координацию движений, быстроту, ловкость, гибкость, внимание.
  2. Совершенствовать строевые элементы, изученные ранее.
  3. Совершенствовать эстафетные передачи

Место проведения: спортивный зал

Оборудование: Нестандартное: самодельные приспособления из пенопласта -рыбки, грибы, орешки, ведра и корзины, мягкие игрушки, гимнастические обручи, «мусор»,пеньки из картона).Наглядные пособия. Использование ИКТ.

Ход урока

Части урока и содержание Дозировка Организационно-методические указания
I. Подготовительная часть (1 0 мин.)
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока: «Отправляясь в лес, в поход на лесную поляну, мы должны повторить правила техники безопасности, сделать разминку, подготовить мышцы к дальней дороге» 1 мин. Повтор команд “Равняйся!”, “Смирно!”, “Вольно!”.
2. Повторить повороты на месте, изученные ранее: “Напра-во!”, “Нале-во!”, “Кру-гом!”. На месте шагом марш, вперед марш! 1 мин. Руки прижаты к туловищу во время выполнения поворотов, повороты выполнять во второй части команды.
3. Ходьба. Ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая бедро.
Учитель- Мы идем по узкой лесной тропинке. Посмотрим вокруг: повороты головы влево, вправо. Слева и справа от нас высокие сосны, зелёные ели, молодые берёзки. Они нам дарят кислород. В лесу самый чистый воздух. Вдохните глубоко. Вдох…выдох….
1 мин. На углах зала поставить ориентиры, которые нужно обходить не задевая.
Следить за осанкой, спину держать прямо.
4. Медленный бег. Бег на носках, бег, высоко поднимая бедро, бег с захлёстыванием голени назад Ходьба. Упражнения для восстановления дыхания.
Учитель «На вытянутые руки разомкнулись, образовали круг»
2 мин.
На углах зала стоят ориентиры, которые нужно обегать не задевая. Следить за осанкой, спину держать прямо.
Провести комплекс общеразвивающих упражнений «Зарядка туриста».
1. Погрозить пальцем одной руки, затем другой.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от нее
Никуда не денешься.
4,5 мин. Ученики стоят в кругу. Отметить лучших детей по выполнению упражнений.
1. Спину держать прямо, повороты налево, направо, машем пальцем при повороте.
2. И.п. – руки вверх, в замок. Наклоны туловища – «рубить дрова».
Пришла пора заняться костром,
Подружиться с топором.
Вот друзья так уж друзья,
Лучше выдумать нельзя.
2. Наклоны туловища вперед, назад со взмахом рук, пальцы в замке. Ноги на ширине плеч.
3. И.п. – о.с. Махи руками вверх и вниз.
Чтобы жар костру задать,
Всем руками помахать.
Огонек гудит: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»
3. О.С. Ноги на ширине плеч, руки подняты верх – махательные движения, руки опущены вниз – махательные движения.
4. И.п. – руки на пояс. Повороты туловища.
Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе покрутиться.
А уставшая спина,
Это просто ерунда.
4. Круговое движение туловищем. Ноги на ширине плеч.
5. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Ноги устали не знают,
По горам они шагают.
Я скажу вам «Это ловко!»
Вот что значит тренировка.
5. Спину держать прямо.
6. Плавные движения руками перед собой.
Вот и наш костер дымится,
Дыма облачко клубится.
Вот он гаснет, наконец,
И зарядочке
конец.
6. О.С. Спину держать прямо. Ноги на ширине плеч.
Ходьба. Перестроение из одной колонны в две.
Учитель: Получилось две команды для различных эстафет.
30 сек. Следить за правильностью выполнения строевых перестроений.
II. Основная часть (30 мин.)
Учитель: «Ребята, мы пришли с вами на нашу полянку. Но что мы видим на полянке? Мусор (баночки, пластиковые бутылки, обёртки бумажные, фантики) нужно срочно убрать.
1. «Уборка лесной полянки»
Какая команда быстрее уберет мусор на своей территории, та и победит.
3 мин. Следить за правильностью выполнения правил игры.
Учитель: Есть животные, которые делают запасы еды на зиму. К ним относятся белки. Давайте поможем белочкам собрать грибы, шишки, ягоды.
2. «Поможем белочке»
Напротив каждой команды в 5 метрах разложены «грибы, шишки, ягоды» (по числу игроков в команде). На противоположной стороне площадки стоит обруч, а за обручем на стуле «белка»- игрушка. Обруч-это дом белки. В руках первых номеров по корзине или ведерку. По сигналу игрок с ведром бежит к первому грибу, кладёт в корзину, бежит дальше к домику белки, пролезает сквозь обруч и оставляет гриб возле белки. Обегает стул с белкой, возвращается и передаёт корзину следующему участнику. Эстафета повторяется. Победит та команда, которая быстрее соберёт для белки урожай.
5 мин. Повторить ребятам правила ТБ. Следить за правильностью выполнения правил игры.
Победит та команда, которая быстрее соберёт для белки урожай.
Учитель: А теперь, ребята, отдохнём и споём весёлую песенку мышонка, но при этом будем тянуть звуки «е», «я», «ы».
Какой чудесный де-е-нь (руки вверх)
Работать нам не ле-е-ень (руки на пояс)
В лесу мои друзья-я-я (руки на грудь)
И песенка моя-я-я (руки в сторону, маршируем)
Какой чудесный пе-е-нь (руки вниз)
Расцвёл в лучистый де-е-нь (руки вверх)
На нём цветут цветы-ы-ы (руки в стороны)
И рядом сними мы-ы-ы (руки на грудь)
3 мин. Образовать круг. Следить за осанкой
Учитель: Кто тут на полянке лесной отдыхает, да это сокол и соколята. Сокол учит своих птенцов летать. Но кто это в кустах прячется? Да это лиса.
3. «Сокол и лиса»
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. «Сокол» учит летать «соколят». Он бегает в разных направлениях и одновременно показывает разные летательные движения руками. Стайка «соколят» бежит за «соколом» и повторяет движения за ним. В то время, когда выскакивает «лиса», «соколята» должны присесть.
5 мин. Время появления лисы определяется сигналом ведущего.Лиса ловит только тех, кто не успел присесть
Учитель: Рядом с лесной полянкой озеро, там водятся рыбки. Но что это за ямки, заполненные водой недалеко от озера? В них плавают ценные мальки. Ведь ямки скоро пересохнут, а рыбки погибнут. Давайте поможем рыбкам, перенесем рыбок с ямок на озеро.
4. Операция «Живое серебро»

Участники команд строятся в колонну по одному, напротив каждой команды лежит обруч – это ямка, дальше в 5 метрах ещё обруч – это озеро. В ямке лежат «рыбки», их необходимо перенести на озеро.
5 мин. По сигналу первые номера бегут к обручу с рыбками, берут 1 рыбку и переносят ее на другой обруч, затем быстро возвращаются и передают эстафету следующему. Победит та команда, которая быстрее закончит эстафету.
Учитель: А теперь, ребята, отдохнём и ответим на загадки-складки:
Загадки-складки
×Стоят казаки, на них белы колпаки.
×Зимой и летом одним цветом.
×Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
×Висит сито, не руками свито.
×Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
×Не по рыбам, а сети расставляет.
4 мин. Ученики садятся на пол, в круг, скрестив ноги.
Учитель: Ребята посреди поляны пенёк стоит. Давайте поиграем в игру «Не задень пенёк»
5. «Не задень пенёк»
Взявшись за руки, дети по сигналу начинают бегать вокруг «пенька»,стараясь не задеть его, и одновременно подталкивают соседа к нему. Кто заденет «пенёк» – выбывает из игры.
5 мин. Во время игры дети не должны отрываться и наталкиваться друг на друга.
III. Заключительная часть (5 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке мы побывали с вами в лесу, на лесной полянке. Помогли белкам, рыбкам, убрали полянку и поиграли на ней. А теперь пора домой, наш поход закончен. За нами прилетел самолет.
«Сели дружно в самолет,
И отправились в полет,
Мы лесок перелетели,
На площадку в школе сели.
Раз, два, раз, два –
Вот и кончилась игра»
3 мин. Взялись за руки, встали в круг.
1. Построение в одну шеренгу, подведение итогов урока, Домашнее задание. Поощрение лучших учеников. 2 мин. Домашнее задание – Заполнить дневник наблюдений. Что понравилось в лесу?
2. Организованный выход учащихся из зала.

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на автомобиле».

На уроке физической культуры с 1 класса учитель должен научить детей ходить и бегать в колонне, соблюдая дистанцию.

Для детей, которые имеют физические и психические дефекты это очень сложная задача. С этой целью я использую сюжетно ролевую игру « Путешествие на автомобиле», один из вариантов, разработанный мною, игры «Светофор».

Цель игры:

Обучение техники бега;

Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

Так как ребята, двигаясь в роли автомобиля, забегают (заезжают) на заданные станции и выполняют упражнения, идет развитие многих физических и психических качеств, а именно пространственно временной ориентации, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, силы, ловкости, гибкости и других;

Идет корректировка недостатков психической деятельности (страх, завышенная самооценка, неадекватность в сложных двигательных ситуациях.)

Игра имеет оздоровительную цель.

Воспитывает выдержку стремление к победе.

Сюжетно ролевую игру можно проводить с 1 по 4 класс. С возрастом упражнения, которые выполняются на станциях, усложняются. Ребенок легко включается в игру, соблюдая правила игры, сам того не подозревая, учится и развивается.

Необходимый инвентарь для игры:

Светофор (зелёный, желтый, красный лист картона). Картинки машин различных марок, которые можно прикрепить или повесить на шею. Карточки с названием и рисунками станций (погрузка, разгрузка, смазка, заправка). Жетончики по 6 штук на учащегося.

Вводная организационная часть.

Построение.

Комплекс суставной гимнастики в чередование с дыхательными упражнениями.

Основная часть.

Учитель объявляет учащимся, что сегодня они отправляются в путешествие на автомобилях по дороге, которая находится по краям спортзала. Чтобы двигаться по дороге и не совершить аварии, необходимо соблюдать правила дорожного движения, такие как расстояние, между автомобилями, обгонять только с левой стороны, при остановке сохранять дистанцию. Ребята выбирают, какой машиной будут («Жигули», «Москвич» и т.д.).

Детям раздаются эмблемы с рисунками автомобиля, которые прикрепляются.

Зал это площадка по периметру, которой располагается дорога. Дорога имеет по краям обочины. Через определенный интервал на дороге располагаются станции. (Станция» Погрузка», станция «Разгрузка», станция «Заправка», станция «Смазка»).

Станция» Погрузка»:

Инвентарь: гантели весом 1 кг.

Учащиеся выполняют упражнения с гантелями. 5 -6 упр, на развитие силы мышц. Можно сказать детям, что мы на эту станцию заезжаем загружаться. Загружаем силу для нашего организма, через упражнения с гантелями. Упражнения выполняются из исходного положения, стоя, сидя и лежа.

Станция «Разгрузка».

После того как мы погрузили нашу машину её необходимо разгрузить.

Упражнения на расслабление. 3-4 упр. По 8-10 раз.

Это могут быть упражнения из аутогенной тренировки или упражнения из игры «Деревянные тряпочные куклы» (деревянные куклы мышцы напряженные, тряпочные мышцы расслабленные). И.П. лежа и сидя.

Двигательные действия усваиваются лучше, если школьник умеет расслаблять мышцы. Владея произвольным расслаблением, можно быстро и хорошо освоить технику новых движений.

Между заданиями я на уроках играю с детьми в игры, в которых дети овладевают мышечным чувством, это такие игры как «Деревянные, тряпочные куклы», «Люди и роботы».

Станция «Заправка».

Машина ездила ей нужно заправиться. Так как мы не настоящие машины мы заправляемся не бензином, а кислородом, который берется из воздуха. Кислородом питаются наши мышцы и весь организм. Поэтому чем его больше, тем лучше. На этой станции дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, 3-4 упражнения.

Станция «Смазка».

После заправки машине необходимо масло для смазки. Но мы живые машины и смазываем свой двигатель и все части движениями в суставах.

Упражнения суставной гимнастики. Упражнения выполняются на все крупные суставы.5-6 упр.

Станции располагаются по «дороге» на одинаковом расстоянии друг от друга. Над каждой станцией прикрепляется карточка с названием и описанием станции.

Для того чтобы школьники двигались от станции к станции без задержки, необходимо заранее рассчитать время выполнения упражнений на разных станциях. Оно должно быть примерно одинаковым.

Чтобы дети лучше понимали, что нужно бегать, мягко пружиня стопу, можно сравнить ногу с рессорой в машине, которая смягчает толчки и сотрясения. Если рессоры плохие или они сломаны, то машина гремит и быстро изнашивается, так и организм нужно беречь и чтобы он не сотрясался необходимо ногу ставить мягонько, пружинисто на носочек. От станции к станции дети передвигаются медленным бегом.

Малая скорость и темп бега создают оптимальные условия для обучения правильной постановки головы и туловища, для корректировки работы рук и ног. Положения тела во время бега зависит от постановки головы. Наклон головы ведет к увеличению наклона тела, а от положения тела во многом зависит вся техника бега. Поэтому с самого начала нужно учить держать голову прямо, смотреть перед собой, прямо держать туловище, не наклоняться вперед.

По ходу игры учитель дает команды, например:

«КамАЗ» на погрузку, «Нива» на разгрузку, «Жигули» на смазку и т.д.

Ребята-машины передвигаются по дороге, соблюдая дистанцию, внимательно смотрят на светофор.

Красный останавливаются, желтый, внимание, смена цвета, зеленый движение.

Команда «Обочина»- машина, которой дана эта команда. Выезжает на обочину, останавливается, ждет команды «Движение».

Правила игры: по дороге передвигаться, соблюдая дистанцию 2-3 шага. Следить за светофором. При движение слушать команды. Выполнять команду сразу.

Запрещается – обгонять справа, наезжать на впереди едущего товарища, останавливаться.

Игра начинается с движения по дороге.

Со временем, по мере подготовки учащихся, подключаются станции.

За нарушение правил взимается жетон.

Жетоны выдаются в начале игры, по 6 жетонов на игрока.

Выигрывает тот, у кого в конце игры осталось больше жетонов.

Игра используется во вводной части урока. Она организовывает ребят, готовит организм к предстоящей нагрузке. Отвлеченные от мысли о результате, школьники значительно быстрее овладевают техникой движения.

Учитель на протяжении всей игры занимает самое выгодное место - расположение в спортзале и исполняет роль «светофора», «ГАИ», и руководителя.