Изготовление материала для режиссерских игр. Материал на тему: Режиссерские игры

Игрушки из фетра своими рукаи — такая прелесть? И милые, и на ощупь приятные, и шьются быстро, хоть на машинке, хоть руками. Наша коллекция фетровых фигурок — «от бабушки», на все случаи жизни. На все сюжетные случаи. А каких нет, обязательно случатся.

Начиналось все с пальчиковых игрушек из фетра и флиса. Я попросила сшить набор, который бы подходил под многие русские сказки: чтобы были бабка и дед, кошка, мышка собака, ну и лесные звери: заяц, волк, медведь, лиса. Дальше коллекция разрослась.

Одни из первых — герои сказки «Колобок». Волк есть, он в розыске, куда-то спрятался.

Дополнительные лесные персонажи потянулись.

Актерский состав для «Репки»

Куриное семейство. Цыпленок с яйцом тоже имеются, но странствуют.

Новогодняя серия — пальчиковые герои новогодних историй, вместе со зверями могут рассказать немало.

«Три поросенка» были показаны ранее, . Там волк еще был с нами.

Насекомые, для сюжетных игр и знакомства с этим видом животных.

Большая компания морских обитателей. Вплоть до рыбы-свиньи.

Специально для Паши — транспорт. Когда был малышом, любовно перебирал. Да и сейчас играет, несмотря на обилие обычных транспортных игрушек. Эти же такие уютные!

Это моя лепта в коллекцию, погодные явления для сюжетных и географических игр. Я фетр шью руками, поэтому у нас никогда не попутаешь, кто что сотворил.

Наши любимцы — динозаврики.

Все это хранится в одном небольшом контейнере. Игрушки компактные, их много. Удобно брать с собой, когда почему-либо надо играть вне детской. Например, когда взрослые смотрят КВН, а детей надо чем-то тут же занять. Легко взять в дорогу, в гости.

Практически все сшито на машинке прямой строчкой или зигзагом, местами — с использованием бисера. Идеи взяты в интернете и переработаны. Кто еще не знает, как искать, вбиваете «…. из фетра своими руками», а вместо точек вставляете то, что собираетесь шить — продукты, зверей, птиц и так далее.

Кстати о продуктах. Фетровая коллекция еды, уже в моем исполнении — .

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. (см. приложение) Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать.

Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные), иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К.Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог должен прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это и ходит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста

Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка

Ольга Митина
Проект «Страна Мастеров. Игрушки-самоделки и творческие режиссерские игры детей дошкольного возраста»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Страна Мастеров. Творческое художественное конструирование из бросового (бытового) и других оригинальных материалов и ненужных вещей с целью развертывания режиссерской игры».

2. Участники проекта: воспитатели группы №6 «Веселая семейка», дети, их родители.

3. Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.

5. Место проведения: г. Москва, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372.

7. Возраст детей: 4-5 лет.

8. Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная творческая художественная и игровая деятельность, творческие мастерские, кружок «Страна Мастеров»

Проблематика и актуальность проекта:

В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т. п., современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.

Еще одна причина того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные, а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

Кроме того, современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.

Пояснительная записка

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других нетрадиционных материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки, которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).

Первая часть проекта объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге появляется целая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла. На основе созданных в процессе творческого конструирования и художественного ручного труда поделок организуется детская сюжетно-ролевая режиссерская игра. «Страна Мастеров» становится местом, где разворачиваются интереснейшие сюжеты и происходят самые разнообразные события.

Цель проекта:

Формирование творческих способностей, воображения, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) расширить знания детей о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; б) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.

2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда в связи с использованием созданных конструкций в режиссерских сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек», «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».

Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

Творческая ролевая игра

В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы:

Игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми);

Игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами).

К творческим играм относятся: сюжетно-ролевые, строительные игры, игры-драматизации или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр).

Режиссерская игра : в режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.

Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр:

Режиссерские сюжетные игры,

Театрализованные игры с персонажами-игрушками.

Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

Персонажи :

Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. ; для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки –куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т. д.).

Пример: Набор игрушек-самоделок для режиссерских игр на тему «Жизнь нашего города»

Включает в себя:

1. «Маркеры пространства» : дома, оклеенные цветной бумагой с открывающимися окнами и дверью, «переносные» автомобильные дороги из картона (проезжая часть) с разметкой и пешеходными переходами, ограждения, деревья и пр. ;

2. Предметы-фигурки : люди – представители разных профессий в характерной для них одежде, выполненные из катушек с использованием пуговиц, ткани, крышечек и контейнеров киндер-сюрпризов (для головных уборов,

3. Предметы, определяющие события (сюжеты) – обычные и специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарная машина, грузовые автомобили разных моделей для транспортировки грузов, с открытым и закрытым кузовом, все детали функциональны – открываются, движутся и т. п., присутствуют главные атрибуты спецтранспорта («мигалки» спецсигналов и пр.).

Тема: «Спасатели» , возможные сюжеты – «Срочный вызов на пожар», «Врачи скорой помощи»

Примерный сценарий игры (развертывание сюжета): В одном из жилых домов из-за неосторожного обращения людей с огнем произошел пожар. На место происшествия приезжают спасатели-пожарные, они эвакуируют из здания людей, чтобы никто не получил ожогов и не задохнулся в дыму. Потом они приступают к тушению пожара. Его удается быстро ликвидировать, потому что все действовали сообща, каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира находилась на третьем этаже.

Возможное продолжение (расширение сюжета) – возникновение новой проблемной ситуации: 1. Командир пожарной команды пострадал во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи «увозят в больницу. 2. Пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или были залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь отремонтировать квартиры и т. д.

Роли, действующие лица сюжета, персонажи:

Пожарные, выполняющие разную работу

Жильцы дома, в котором возник пожар

Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей

Милиционеры (сотрудники ГИБДД)

Врачи скорой помощи, медсестры в больнице

Водители специального транспорта

Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе

Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов

Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

Игровые действия:

Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей)

Управлять спецтранспортом

Собирать необходимые инструменты

Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием

Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т. д.

Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т. д.

Другие темы и сюжеты:

«В деревне»:

У бабушки и дедушки в гостях

Ухаживаем за домашними животными

Варианты театрализованных игр:

Сказочная деревня

Каникулы в Простоквашино

Игры по мотивам народных сказок

«В лесу»:

Медведица заботится о своих медвежатах

Сказка «Три медведя»

Лесные звери готовятся к зиме

Семейный поход в лес

Повадки диких животных

«Дом-семья-квартира»:

Нам привезли мебель

Новая бытовая техника

«Наша Армия»

«Космодром»

Комбинирование сюжетов:

С первоначальным тематическим набором, созданным для обыгрывания определенной темы (проигрывания одного сюжета, дети играют только первое время. Затем замыслы и цели игры меняются, игрушки нескольких тематик соединяются в одной игре, комбинируются, замещаются другими согласно игровой задаче, дополняются какими-либо предметами.

Дети могут придумывать сюжеты, в которых сочетаются реальные и сказочные, фантастические события, игрушки таких тематик, как «Дом – семья» и «Дикие животные леса», «Транспорт» и «Строители».

Игровой набор «Улицы города» может на время превратиться в «Цветочный город Незнайки и его друзей», макет леса для игр с дикими животными – основой для творческой игр по мотивам мультфильмов про Винни-Пуха.

Варианты комбинированных сюжетов (темы «Транспорт», «Строительство» и «Путешествия»):

Строим новую школу

Поездка на поезде к бабушке

Мы перевозим грузы

Театрализованные игры (включая проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры, а также кукольный театр по сказкам «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк»):

Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол

Театр ложек

Итак: Значение режиссерской сюжетной игры с использованием игрушек-самоделок -

Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник-изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.

Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания.

Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей.

Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали и т. д.

Методическая литература

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981.

Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2006.

Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Краснощекова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб. : Питер, 2009.

Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Обруч, 2012.

Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2012.

Щербакова Е. И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М. : Просвещение, 1984.

Как и в случае ролевой игры, для режиссерской игры необходимы действующие персонажи, вещи, с которыми они действуют (предметы оперирования), и место, в котором действие происходит (игровое пространство). Однако характер этих материалов и требования к ним несколько отличаются.

Образные игрушки

Главными персонажами режиссерской игры ребенка являются образные игрушки - куклы (рис. 6.7), фигурки животных и сказочных существ.

Рис. 6.7. Куколка на санках Grimms 1

Через образную игрушку ребенок принимает социально-бытовые представления, общественный и семейный уклад, этические и эстетические нормы. Именно поэтому при выборе образных игрушек особенно внимательно следует относиться к внешнему образу и эстетической привлекательности куклы или другого персонажа.

Образная игрушка зачастую становится объектом идентификации для ребенка - бессознательно он копирует выражение лица куклы, характерные позы. Поэтому нейтральные выражение и поза любого персонажа предпочтительнее экспрессивных, так как своим внешним обликом игрушка может задавать (или навязывать) определенные этические и эстетические представления, задавать тот или иной стиль, сюжет и содержание игры.

Дегуманизация образа игрушки, подчеркивание животного или механического начала в человеке, злобное выражение лица, искажение пропорций человеческого тела нежелательны, поскольку противоречат задаче воображения - наделить куклу меняющимися в зависимости от ситуации обликом, эмоциями, мимикой.

Нежелательны детальные изображения или точные копии людей или животных, поскольку это сужает поле возможностей и обедняет игру. Предпочтительны условные игрушки, отображающие некоторые характерные признаки животного или человека, на основе которых можно безошибочно определить - это собака, а не медведь, это олень, это старик, это король, а это ведьма.

Наиболее естественно и органично режиссерская игра происходит с фигурками, которые удобно держать в руке, размером от 5 до 20 см.

Выбирая игрушки , следует обращать внимание как на их образ , так и на технические характеристики.

Куколки - образы людей (рис. 6.8) - должны соответствовать следующим критериям:

  • необходима устойчивость фигурок, чтобы они могли «жить и быть», а не падать от любого движения в игре, привнося в действие раздражение и разочарования;
  • важно, чтобы игрушка имела гармоничное лицо с нейтральным выражением, пропорциональное телосложение и простую нейтральную позу;
  • незавершенность, условность образа, дающая простор воображению и возможность разнообразно действовать с игрушкой, наделять ее теми или иными качествами, снабдить в случае необходимости знаком роли: мантией, платочком или котомкой;
  • неуместна излишняя детализация и интерактивность: игрушка не должна издавать звуков, самостоятельно двигаться и т.п.

В распоряжении детей должны быть маленькие человечки разные по полу и возрасту, чтобы можно было проигрывать разные сюжеты - семья, друзья, войско и нр. Чем более условными являются образы, тем более они пригодны как для семейно-бытовых, так и для героических и сказочных сюжетов. Очень хорошо, если образные игрушки для режиссерской игры соразмерны между собой, их удобно комбинировать.

К игрушкам-животным и сказочным существам предъявляются аналогичные требования:

  • устойчивость фигуры, естественность и простота позы. Лучше, если животное стоит на четырех ногах, нежелательны сложные позы (прыжок, сон, потягивание и т.п.);
  • наличие характерных признаков, делающих персонаж узнаваемым, отсутствие как карикатурности, так и чрезмерной буквальности, детальности в облике.

Рис. 6.8. Рыбак на яхте Imaginarium 1

Весьма желательна соразмерность кукол и фигурок животных для комбинирования их в историях и сказках.

Довольно распространенный вариант игрушек для режиссерской игры - это комплекты человечков с различными атрибутами (меч, шляпа, корона, колпак волшебника и др.). Они позволяют менять роли игрушек, воплощать различные интересные сюжетные ходы.

Особый вид образных игрушек для режиссерской игры - это персонажи известных произведений (девочка Маша, Чебурашка, Лунтик и т.п.). Эти образные игрушки отличаются от обычных тем, что несут в себе определенный сюжет, образ и характер героев произведения. Они как бы символизируют какую-либо историю, сказку, событие и этим активизируют желание проиграть, воспроизвести эту историю в игре. Такие герои, с одной стороны, легко узнаваемы и очень привлекательны для детей, а с другой - жесткая заданность их образа сужает диапазон исполняемых ролей и затрудняет игровое перевоплощение. Ценность данных персонажей во многом зависит от произведения, из которого пришел данный персонаж, от его соответствия возрасту, увлекательности сюжета, привлекательности для конкретного ребенка.

Очень хорошо, если образные игрушки своими руками сделает воспитатель. Такие игрушки обычно пользуются особым спросом у детей благодаря сотворчеству: дети могут наблюдать их рождение, предвосхищать и ожидать игру с ними, что наделяет эти игрушки особыми свойствами и делает эмоционально близкими детям.

Небольшие фигурки для режиссерской игры можно сделать вместе со старшими детьми. Персонажи можно вылепить из пластилина, воска,

1 Фотография из каталога Центра игр и игрушек «Лучшие игры и игрушки». Вып. 3.

глины. Нестрашно, если такие игрушки будут неказистыми и мало похожими на настоящие. Даже их недостатки могут подсказать новый поворот сюжета. Например, если у пластилинового зайца отвалится ухо, его нужно срочно вести к врачу. Или этот заяц хочет превратиться в волка и превращается в процессе игры (в пластилиновой технике это легко).

«Именно в игре проявляются разные стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер.
Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку?
Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Б.П.Никитин

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.(4)

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружат ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у него есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.
Правильно организованная предметно – развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать самостоятельно, своими руками.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И я считаю, вот такой «Чудо – теремок»» как нельзя лучше подходит для игр и занятий в детском саду или в семейном кругу.

Многофункциональная игрушка «Чудо-теремок» используется как в свободной деятельности детей, так и в заданиях, направленных на сенсорное развитие.

Анализаторная система интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Особенно с 2 до 5 лет. Необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Эта разноцветная игрушка помогает детям закрепить представление о цвете и величине. Для этого детей обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбирают, группируют предметы по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В игре с такой игрушкой у ребенка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребенок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям, эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит мгновенное различение цвета. (1)
Пособие развивает движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику (пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», «молния» для застегивания). Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. (Это убедительно доказано как специальным и научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов). Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

К сожалению, в наш « машинный век» мы стали, как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приручать их к «ручной работе».
«Я еще раз хочу повториться, – пишет в своей книге Парамонова Л.Г., – что все начинается с детства. В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в нужный момент лишь самый первый толчок, дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко, потом далеко превосходит умения своих родителей».(3)
Умелыми пальцы становятся не сразу, предлагаемое мной пособие способствует развитию мелкой моторики у малышей.

Так же «Теремок» может использоваться в театрализованной деятельности: в постановках театра мягкой игрушки. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе, также дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Особое место в художественных постановках уделяется пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов малыши, слушая сказку или играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя слова персонажей сказки, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя в театральной постановке «Чудо – теремок», воспитатель, окружает детей разнообразным миром слов, музыки, движений и чувств, решая при этом сразу несколько задач.
А забавные игрушки-зверюшки, персонажи русской народной сказки «Теремок», обогащают эмоциональную сферу малышей.

К преимуществам данного пособия относится возможность поместить его в любом месте группового помещения (на столе, на ковре, на полочке).
«Теремок» похож на сказочный грибок, к подошве ножки которого пришиты лепестки семи цветов радуги. На каждом лепестке пуговица в форме ромашки, на них пристегиваются разные фигурки из яркой ткани. Сама «ножка» из поролона, обшитая цветной тканью, к которой прикреплены шесть кармашков – это комнатки для персонажей сказки. Три карманчика расположены на 1 этаже «Теремка». К ним при пришиты «двери»: одни со шнуровкой, другие с «липучкой»,третьи пристегиваются. Другие три карманчика расположены на 2 этаже «Теремка». К ним пришиты «ставни»: одни с «липучкой», другие пристегиваются. А у третьего – шторочка. Между кармашками пришиты пуговицы разной формы (бабочки, грибочки, цветочки, ягодки) для пристегивания. Также на «ножке» есть «молния» – для застегивания.

Крыша «Теремка» похожа на шляпку гриба. Она полая, в нее можно поселить персонажа сказки. Шляпка разделена на 4 цветных сектора, в одном из которых вырезано круглое окно и пришита плотная пленка (стекло). Дверь этой комнаты – «молния». Все жители «Чудо-теремка» лесные зверюшки: мышка, лягушка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь. Одни из них сшиты из мягкой ткани, другие связанные крючком. В туловище каждой игрушки находится бисер (пальчиковый массаж).

Играя с ребенком в «Чудо-теремок» и его жителями лесными зверюшками, вы заметите изменение в его настроении, поведении, самочувствии (улыбка на лице, доброжелательность в общении) нужно не забывать хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к данной игре. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.
Как видите, «Чудо-теремок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной театрализованной деятельности детей. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду.

С помощью многофункциональной игрушки и забавных игрушек мною было разработано и адаптировано комплексное игровое занятие «Вот так чудо – теремок, он не низок, не высок!» для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Это занятие в интересной, игровой форме решает многие задачи, поставленные перед детьми.

Список литературы.

1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия. Дети 3–7 лет» Ярославль: Академия развития, 2001, 176 с.
2. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений». М: ТЦ «Сфера», 2001, 128.с.
3. Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе» СПб.: ООО «АСТ», 1997 г.
4. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» (Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003, 192 с.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» Конспекты занятий.– М.:ТЦ Сфера, 2002, 224 с.