Игра для детей на что похоже. Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Дидактические игры для дошкольников своими руками

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 «Полянка» комбинированного вида г. Кстово Нижегородской области
Описание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Всезнайка». Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста, если подобрать игры, соответствующие возрастным особенностям.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат грампластинки, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.

Процесс изготовления дидактической игры:

1.Взять фанеру. Выпилить 2 –е части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3.В нижней части пособия вставить 2 металлических стержня.


4.Взять грампластинки.


5.Найти подборку картинок по изучаемым темам.


6.Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету кругу из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
7.Открыть пособие и вставить парные пластинки на металлические стержни.


8.Закрыть крышку пособия и можно играть. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.


Цель: обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста.
Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рук
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.


Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.


Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка

Воображение ― это способ познания мира. Оно помогает представить то, чего ты никогда не видел, таким образом расширяя границы собственного знания. Чем богаче воображение, тем лучше способность создавать зрительные, слуховые и другие образы.

Смотрели ли вы мультфильм «Что на что похоже»?

Его главный герой ㅡ вдумчивый щенок, изучающий мир. Он затеял игру, смысл которой ㅡ фантазировать, на что похожи встречающиеся на пути предметы.

Посмотрите этот мультик с малышом и попросите его включиться в эту игру и придумать, на что еще похожи листок, одуванчик, колокольчик и т.д. Если ребенок с готовностью дает ответы, предлагает несколько вариантов, и они оригинальны, значит у малыша хорошее воображение. А это очень пригодится ему в жизни. “Где же именно?”ㅡ подумаете вы. Ведь распространено мнение, что воображение и фантазия ㅡ это способность, не имеющая практической ценности. Ребенок, рассказывающий взахлеб небылицы, как максимум, ㅡ мило.

Зачем нам нужно воображение

И все-таки высокий уровень развития воображения ㅡ очень важное качество и для ребенка, и для взрослого.

  • Воображение помогает планировать и представлять еще не совершенные действия и будущие поступки, оценивать их последствия, корректировать. Именно эта способность помогает нам добиваться исполнения наших желаний, проектируя способ их достижения. Поэтому это качество необходимо для успешности человека.
  • Воображение позволяет адаптироваться к постоянно изменяющейся среде, в которой мы живем.
  • Оно способствует развитию способностей к музыке, изобразительному и писательскому искусству.
  • Все те предметы повседневности, которые нас окружают и кажутся нам привычными, когда-то не существовали. То, что сейчас облегчает нам жизнь, было создано сначала в воображении, а потом и в реальности. Все это ㅡ продукт креативного нестандартного мышления, способности перешагнуть через привычные шаблоны, умения видеть необычные приемы и подходы.

Даже, если ваш ребенок не станет изобретателем, он сможет без затруднений разрешать проблемные ситуации, которые встретятся на его жизненном пути. Вот почему так важно поддерживать и развивать воображение ребенка.

Переходим к практике

Учиться ассоциативно видеть в одних предметах образы других ㅡ это один из способов стимулировать развитие воображения. Продолжим играть в игру, которую затеял щенок?

На что похожи облака?

Наверное, вы и сами любите порой разглядывать облака и угадывать, на что они похожи. Можно на прогулке сфотографировать их, а уже дома, покрутив распечатанные картинки и так и этак, дорисовать их вместе с малышом до какой-либо зверюшки или предмета. Другой вариант ㅡ рисовать прямо на планшете стилусом (мобильная ручка для сенсорных экранов) или пальцем, загрузив картинку в Paint, как сделали мы с ребятишками. Ищите как можно больше разных вариантов.

Попросите ребенка нарисовать облака над замком доброго волшебника и над замком злого колдуна так, чтобы было понятно, кто где живет. Возможно, облака доброго волшебника будут напоминать цветы, бабочек, а злобного ㅡ пауков, акул, крокодилов и так далее.

Другие природные источники вдохновения

Интересно разглядывать лужи после дождя. Многие камни имеют необычную форму и напоминают конкретные предметы. А еще на их поверхности часто можно увидеть красивые «пейзажи». Если вы живете в горной местности, рекомендую поразглядывать скалы.

А что или кого вы видите в этих скалах? Спросите и у малыша (прикрыв правую половину изображений)





Зимой «превращайте» сугробы.

Осенней и весенней порой, когда деревья оголяются, можно увидеть много образов в причудливом переплетении ветвей.

Собирайте осенние листья и выдумывайте. Вот кленовый лист. Он мог бы превратиться в летучую мышь, бабочку или корону, снежинку, звезду или перчатку. Листья дуба ㅡ в фонарики. Листья ивы ㅡ в лодочки, рыбок…

Пофантазируйте, в каких взаимоотношениях могут находиться цвета на осенних листьях? К примеру, зеленый здесь может быть королевой, а желто-оранжевые цвета ㅡ окружающими ее подданными, которых много и которые всегда рядом и всегда готовы выполнить любое ее требование.

А здесь красно-коричневый цвет может быть войском, пытающимся захватить другую страну. Оно наступает, некоторые из солдат прорвались уже вглубь страны (отдельные точки).


Вот еще несколько «похожестей», подчас милых и забавных. Рассмотрите их с малышом.









Сходства, которые спасают жизнь

Здесь мы видим случайные сходства. А в мире растений и животных существуют сходства, созданные природой намеренно. Называются они мимикрией ㅡ приобретением, помогающим животным в борьбе за выживание. Рассмотрите с ребенком примеры мимикрии, представленные ниже.

Предложите малышу придумать подобные способы выживания для животных, у которых их нет. И, возможно, зайка обзаведется расцветкой шерсти на спине, напоминающей морду медведя, чтоб отпугивать лисиц и волков.

Природа вдохновляет на создание нового

Расскажите малышу, что изобретатели и конструкторы часто подсматривают у природы интересные технические решения. Так, семена одуванчика помогли им создать парашют, гусеница ㅡ трактор, рыбы ㅡ подводную лодку.

Предложите ребенку подумать и нарисовать летательный аппарат, похожий на стрекозу, строительную машину, похожую на жирафа. А теперь пусть изобретет любые объекты, не существовавшие до этого, которые напоминают каких-либо живых существ.

Посмотреть на мир под другим углом

Иногда мы слышим упрекающее «Ну что ты ставишь все с ног на голову». Но иногда, когда дело касается фантазии и творчества, именно так и надо поступать. А если не получается поставить что-то вверх тормашками, встать вверх ногами самим. Это позволит увидеть необычные ракурсы обычных предметов и явлений, пробудить воображение, которое в реальной жизни поможет воплотить то, о чем вы только могли мечтать.

Воображение наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. И, если в этот период его активно не развивать, оно начинает угасать. Поэтому так важно уделить этому время именно сейчас. мы будем фантазировать, не выходя из дома. Потому что квартира и предметы обихода ㅡ это не менее интересный источник для развития воображения.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем участникам предлагается нарисовать свое настроение (выполняется в «Дневнике тренинга, занятие 1). Затем каждый участник передает свой рисунок своему соседу. Задача соседа - угадать, какое настроение изображено на рисунке.

Для дальнейшего успешного продвижения участникам необходимо расширить понятия «чувства» и «эмоции», дать им названия и описать особенности их воздействия на человека.

Завершение занятия. Рефлексия.

Вопросы:

  • Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
  • Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
  • Какие особенности изображения настроения Вас удивили?

5. Прощание. Ритуал. Д/задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный»

Занятие 2. Мир чувств и эмоций

Подготовка. Разминка. Скажи – ка, дядя.

Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы:

1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "К" и содержать в ФИО букву «к» ?

2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?

3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?

4. Выясните у Анны, в каком городе она родилась.

5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?

6. Узнайте, какое любимое блюдо у Дмитрия Билана? (можно назвать имя любого другого певца, артиста, телепередача о котором была возможно на этой недели).

7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет на улице Таежной?

8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?

9. Какой любимый анекдот у (любое имя участника)?

10. Сколько рябин растет на аллее перед гостиницей?

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, получив задание? Изменились ли Ваши эмоции и чувства к концу задания? Да? Нет? Почему?

Введение в тему. Игра К. Фопеля «Радуга».

В ходе игры участникам предлагается воспользоваться цветами радуги для того, чтобы их дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Для этого им необходимо встать и начать двигаться по комнате. В начале движения участники должны представить себе, что вся комната наполнена красным воздухом.

Тренер ведет упражнение по следующей инструкции:

Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

Цвет окружающего нас воздухаизменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Вопрос: в каком цвете было приятно? Какой цвет вызывал неприятные эмоции и почему?

Основная часть.

Вера Костюченко
Дидактическая игра «На что похоже?»

Тема пособия: «На что похоже?»

Возраст целевой группы: II-я младшая группа.

Цель пособия: развитие воображения и творчества.

Задачи пособия:

Развитие логического мышления, творческих способностей. Расширение словарного запаса. Развитие коммуникативности в общении друг с другом.

Алгоритм работы со слайдами

Слайд № 1: Титульный лист

Слайд № 2:

Здравствуйте ребята.

К нам в гости сегодня пришел зайка.

Он хочет с нами поиграть, пофантазировать.

Он думает, что это такое? (Ответы детей).

Какие предметы похожи на круг? (Ответы детей) .

Слайд № 3: Что спряталось за облаками? (Ответы детей).

Слайд № 4: Мяч похож на круг? (Ответы детей) .

Слайд № 5: А телевизор похож на круг? (Ответы детей ).

Слайд № 6: А солнышко круглое? (Ответы детей) .

Слайд № 7: У зайки много друзей. Он любит с ними поиг

рать в прятки. Отгадайте загадку:

«Мягкие лапки,

а в лапках царапки». (Ответы детей) .

Слайд № 8: Как кошечка разговаривает? (Ответы детей).

Слайд № 9: И еще одна загадка:

«Носит серенький жилет,

но у крыльев черный цвет,

видишь – кружат двадцать пар,

и кричат …. (Ответы детей).

Слайд № 10: Давайте все превратимся в ворон. Как кричит ворона? (Ответы детей).

Слайд № 11: Ребята, зайка любит рисовать. А вы? (Ответы детей) . Что вы видите? (Ответы детей) .

На что похожи облака? (Ответы детей) . Как

много интересного вы придумали!

Слайд № 12: Посмотрите, во что художник зайка превратил

облака? (Кошечка, цыпленок).

Слайд № 13: Зайка говорит вам: «До свиданья! Молодцы!

До новых встреч».