Дидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольников. Интерактивные игры для детей Интерактивные игры для дошкольников теория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №69" НМР РТ

Консультация для воспитателей

Интерактивные игры в развитии детей

Шагитова Елена Дмитриевна

г. Нижнекамск

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетов, ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаёт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео и звукоряда. Применение интерактивных игр вызывает у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный подъем, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала.

Цель: Создание условий для формирования творческих и интеллектуальных способностей по средствам интерактивных игр.

Задачи:

    формировать познавательный интерес к информатике;

    развивать творческие и интеллектуальные способности;

    развивать любознательность, воображение, смелость в выдвижении гипотез, умение принимать нестандартные решения;

    выявить творчески активных, талантливых детей

Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Но многие ДОУ нашего города еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получили возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учились простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивали коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главная их цель - воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков.

Интерактивные игры вызывают у детей:

познавательный интерес;

способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

развивают мелкую моторику, координацию;

развивают двигательную память;

повышают работоспособность головного мозга;

готовят руку к письму.

Организовывая интерактивную игру с детьми, считаем важным моментом создание условий совместной деятельности. Например, сидя на ковре, ребята чувствуют себя удобно и готовы к приобретению опыта взаимодействия друг с другом. В обстановке ненавязчивого общения легко понимают себя и других, приобретают собственный стиль поведения. Роль воспитателя в интерактивной игре сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей. Стараемся подробно раскрывать такое понятие, как «беречь себя».

В целях формирования успешности и развития навыков взаимодействия дошкольников нами использовались интерактивные игры Клауса Фопеля, Кряжевой Н.Л., Шевцовой И.В., Е.К. Лютовой, Е.В. Коротаевой, Е.В.Карповой. К.Фопель выделял, что «..главное их назначение - профилактическое, а не коррекционное. Они предполагают работу со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных»…». Игры развивают навыки позитивного общения, воспитывают доброжелательную личность именно при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей.

Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра направлена на разыгрывание ролей и ситуаций, оценку зрителей. В деловой игре формируются определенные деловые навыки и личностные качества. Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры. Здесь используем следующую схему: получение знаний → анализ поведения других детей → планирование своего поведения → реализация замысла.

Например, при организации игры «Горячая картошка», дети понимают, что горячая картошка обжигает, но это горе не беда, приятно, что товарищи понимают, как это может быть больно, жалеют. А вся группа понимает, что эта взаимная поддержка помогает справиться с «проблемой». Созданная ситуация позволят дошкольникам приобрести социальный опыт общения друг с другом, обогащает его душевной теплотой, чуткостью и уважением. После игры мы предлагаем детям обсудить полученный ими опыт и проанализировать, подчеркиваем ценность выводов каждого ребенка. Интерактивные игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, важно создать атмосферу взаимного доверия, раскрепощённой открытости. Дети и взрослые получают опыт сотрудничества в живом взаимодействии друг с другом.

Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Интерактивная игра Кряжевой Н.Л. «Глаза в глаза». Развивает в детях чувство эмпатии, настраивает их на спокойный лад. Дети берутся за руки парами и смотрят друг другу только в глаза и, чувствуя руки, пробуют молча передать разные состояния, такие как «Я грущу», а потом «я хочу с тобой играть» или «Я обиделся!» и так далее. После игры обсуждается с детьми, какие состояния передавались, какие было легко передавать? Почему? Какие состояния было передавать легко? Почему?

Алгоритм проведения интерактивной игры

В игре «Бумажные мячики» К.Фопеля дети получают прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм. Делаем мячики из старых газет, которыми можно будет играть как в снежки. Обозначаем линию, разделяющую две команды. Расстояние между командами - примерно четыре метра. По команде дети начинают бросать мячи в сторону противника: «Приготовились! Внимание! Начали!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», дети прекращают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. Обращать внимание на соблюдение правила: не перебегать через разделительную линию. (2-3 минуты)

Авторы Лютова Е.К., Монина Г.Б. разработали игру «Маленькое приведение». Она учит детей в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев. Детям предлагается играть роль маленьких приведений и слегка напугать друг друга. Две команды, пугают и боятся по очереди по хлопку-сигналу воспитателя. Показ воспитателем как примерно надо делать руками и произносить страшным голосом «УУУУ». Когда хлопок тихий, то дети пугают тихо, а когда громкий, то пугают громко. «Но мы добрые приведения и хотим только пошутить!». После игры обсуждение впечатлений.

В заключение еще раз хочется отметить, насколько интересны интерактивные игры для детей, настолько они интересны и воспитателю. Наша задача - помочь каждому малышу адаптироваться в этой суровой действительности, выйти из стен детского сада победителем и данный вид деятельности способствует этому.

Современный педагог все чаще использует в своей профессиональной деятельности информационные технологии. Наверное в каждой школе и в любом детском саду есть ноутбуки, компьютеры, проекторы, которые активно применяются педагогическими работниками в ходе занятий с детьми, на родительских собраниях, педсоветах и пр. Становится все сложнее представить себе воспитателя или учителя, который не знал бы, как составить хотя бы самую простую мультимедийную презентацию.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях с детьми решает одну из проблем, с которой сталкивались педагоги ранее: где найти необходимый наглядный материал? Можно скачать любые понравившиеся картинки, наиболее подходящуе к теме занятия, и легко продемонстрировать их детям на проекторе.

Кроме того в последнее время все большую популярность приобретают интерактивные презентации или игры-презентации, которые реагируют на действия пользователей. Такая форма работы на занятиях вызывает у детей особый интерес, что в свою очередь помогает лучше усваивать учебный материал. Реализуется такая игра-презентация с помощью различных эффектов анимации.

Вы можете сделать интерактивную игру-презентацию самостоятельно в программе PowerPoint или бесплатно скачать готовые интерактивные игры-презентации для дошкольников на разные темы.

Важно! Все предлагаемые к скачиванию презентации выполнены в программе PowerPoint 2007. Если презентация некорректно отображается на вашем компьютере отредактируйте ее средствами вашей версии программы.

Интерактивные игры-презентации для дошкольников

Интерактивная игра-презентация для дошкольников "Весна пришла!"

Презентация "Весна пришла" содержит элементы анимации, звуковые эффекты и реагирует на действия пользователя. Будет полезна педагогам дошкольных образовательных организаций как дополнение к занятиям на лексические темы "Весна", "Перелетные птицы", "Признаки весны", "Март" и др. Детям несомненно будут интересны интерактивные задания, что также способствует лучшему усвоению материала. Для педагогов к презентации предлагается подробная инструкция к каждому слайду игры.

Скачайте презентацию одним архивом. Рекомендуется внимательно прочитать инструкцию перед тем как работать с презентацией!

Скачать бесплатно

Презентация для дошкольников с эффектами анимации "Зимушка-зима"


Презентация может быть использована как дополнение к занятию на лексическую тему "Зима". Использование игры-презентации предполагает активное участие детей в занятии. На третьем слайде при клике на правильные ответы появляются улыбащиеся смайлы, на неправильном - грустные. На четвертом слайде при клике на загадке появляется правильный ответ.

Вы можете отредактировать презентацию в соответствии с содержанием занятия.

Скачать бесплатно

Интерактивная игра-презентация для дошкольников "Дикие и домашние животные"


Каждый слайд презентации "Дикие и домашние животные" содержит эффекты анимации. При клике на животное оно перемещается на картинку внизу слайда. В конце игры воспроизводится видеоролик "Животные танцуют твист". Игра-презентация может быть использована как часть занятия на лексическую тему "Дикие и домашние животные".

Скачайте презентацию одним архивом и храните все материалы в одной папке для корректного воспроизведения . Слайды презентации можно изменить в соответствии с содержанием занятия.

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные игры ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения

достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно

Проведение подготовительного занятия.)

2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с

Целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть

Четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не

Возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения

Поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог

Корректирует действия дошкольников.

4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять

Напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ

Состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на

Чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование

профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных

качеств.

Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»

Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети

знакомятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое репка? (Репка – овощ, который выращивают в огороде.)

2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка

Выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу

Вытащить ее из земли.)

3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка

И мышка.)

4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке.

Для проведения игры необходимо сформировать две-три команды по

шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов

карточек с изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры,

пластилин.

Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе

находится нарисованная (вылепленная из пластилина или глины) или

настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и

вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики,

располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по

комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного

героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он

действовал в сказке.)

Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

* работать не дольше 10 минут;

* общаться можно только мимикой и жестами (невербально).

После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу

игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в

соседней комнате (нарисовать, слепить репку).

По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют

результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли

справились с заданием, кому было трудно, почему).

Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок»

(алгоритм игры тот же)

Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети

вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают

прочитанное.

Вопросы для обсуждения

1. Где находился теремок? (В поле.)

2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)

3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка,

Зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)

4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так

Как он очень большой.)

Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор

иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)

вариант 1).

После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный

теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По

окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.

Используя интерактивные игры в обучении дошкольников, педагог

сталкивается с проблемами мотивации участников (заинтересованность

дошкольника, «выпадение» из игры и др.), разработки и использования

данного метода в обучении и воспитании дошкольников (разработка игр,

методическая литература, квалификация педагога и др.).

Интерактивная игра «Домашний питомец»

Как обычно, до игры проводится подготовительное занятие, на котором

детей знакомят с выбранным животным (в нашем случае с курицей) через

обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки,

назвать русские народные сказки, вспомнить мультфильмы, стихотворения,

частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

Явился в желтой шубке.

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое теплое, такое пушистое

И золотое. (Яйцо и цыпленок.)

Всех я вовремя бужу

Хоть часов не завожу. (Петух.)

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку!» – поет. (Петух.)

Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Курица», спрашивает, о какой

курице рассказывается в стихотворении.

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот -

Сказочку расскажет, песенку споет.

Детям читают русскую народную сказку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем

она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок».

Предлагают ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто

его утешил?».

«Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.

Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.

И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.

Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.

Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И

был Черный Кот вот такой.

Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор

красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал:

«Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не

молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.

И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!».

Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха!

Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.

Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».

Затем педагог переходит к следующему этапу интерактивной игры, цель

которого – разнообразить представления детей о домашнем питомце, учить

их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются

около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей,

пластилин, детали конструктора.

Задача – совместно создать образ цыпленка. Дети не должны общаться между

собой словесно. В зависимости от подготовленности детей педагог может

вносить изменения в игру. Если дошкольники затрудняются с выполнением

задания, им предлагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и

из какого материала (слепить из пластилина лапки, вырезать из бумаги

крылья, собрать из деталей конструктора голову и тело). Задача педагога

– ничего не придумывать за детей, а только направлять их фантазию в

творческое русло.

После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты

своего труда. Вторая группа дошкольников должна отгадать, что было

создано детьми первой группы.

Интерактивная игра «Лесное животное»

Перед началом игры проводится подготовительное занятие, на котором

дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой),

предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе

Салтане…» А.С. Пушкина и сказку Л.Н.

Толстого «Белка и волк».

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка.)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка.)

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд…

ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела

себя белка, столкнувшись с волком?».

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк

вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Волк сказал:

Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так

веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете

и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы

от того, что мы добры и никому зла не делаем».

В заключение педагог читает стихотворение о белке, написанное

выделяются белки среди остальных лесных животных.

Кто играет там в горелки?

Это рыженькие белки:

Шубки золотистые,

Хвостики пушистые.

Вверх и вниз по веткам скачут

И в дупле орешки прячут.

Непоседы, шалунишки

В домик свой таскают шишки,

Много ягод и грибов

Впрок до зимних холодов.

Эти белки не лентяйки,

Очень добрые хозяйки.

В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент,

позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей

действительности.



При работе с дошкольниками выбор интерактивных игр, как метода обучения, остаётся дискуссионным. Его применение в детском саду может зависеть от уровня готовности воспитателей, овладения ими особенностями этой методики. Все аспекты этой проблемы проанализировать будет трудно, но статья позволит воспитателю расширить представление о специфике использования интерактивных игр в обучении дошкольников.

Небольшой исторический экскурс

Английское слово «интерактивный» обозначает возможность беседовать, взаимодействовать с кем-либо. По сравнению с активными методами интерактивные ориентированы не только на обширное взаимодействие воспитателя с дошкольниками, но и на взаимодействие последних друг с другом, а роль дошкольника становится доминирующей в процессе обучения. Роль же воспитателя здесь сводится к разработке плана занятия и направлению деятельности дошкольников к достижению предложенных целей.
В организации интерактивных игр с дошкольниками важнейшим становится создание таких условий, в которых они приобрели бы важный опыт социального поведения. Здесь под интерактивной игрой подразумевается не только взаимодействие детей с педагогом и друг с другом, но и организованная деятельность познания в социальном направлении. В этих играх дети не только постигают новое, но также учатся понимать других людей и себя самих.

Принцип интерактивных игр

Таких игр придумано множество, но все они подобны и базируются на определённом алгоритме:

  • Педагог подбирает для группы детей упражнения и задания. Иногда требуется подготовительное занятие.
  • До детей доводится проблема, требующая решения или цель, которую необходимо достичь. Воспитатель должен уметь чётко сформулировать цель задачи, чтобы у детей не осталось ощущения непонятности и даже ненужности предлагаемого им занятия. Им нужно объяснить правила игры и чётко проинструктировать.
  • Для достижения поставленной цели детям приходится взаимодействовать в процессе игры. В случае затруднений на каких-то этапах подключается преподаватель и корректирует их действия.
  • По окончании игры нужно дать некоторое время детям на снятие напряжения, после чего проанализировать с ними результаты и подвести итоги. При анализе нужно сконцентрировать внимание на эмоциональной стороне - испытанных детьми чувствах, а также обсудить, что им понравилось, а что было затруднительно, как ситуация развивалась, что делали участники, и какой получился результат.

Важно, чтобы попробовавшие себя в новой ситуации дети получили от игры удовольствие. Интерактивную игру не следует путать с деловой или ролевой игрой. Последняя больше похожа на театр: решение проблемы в ней не является главным, просто есть действующие лица и наблюдатели. При деловой игре формируются профессиональные навыки на основе личностных качеств и приобретаемого опыта.
Далее будут предложены несколько вариантов типичных интерактивных игр для средней и старшей категории дошкольников.

13 1

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно инт...

Игра по мотивам русской народной сказки про репку

На подготовительном занятии, предшествующем игре, детей нужно ознакомить с данной сказкой и обсудить её с ними.
Вопросы для обсуждения:

  • Что такое репка (выращиваемый в огороде овощ)?
  • Почему деду не удалось вытащить репку в одиночку (она удалась очень большой, поэтому дед и не смог с ней справиться в одиночку)?
  • Кто деду помогал (сначала бабка, потом внучка, Жучка, кошка и, наконец, мышка)?
  • Чему сказка учит (сложное дело можно осилить только вместе)?

Далее педагог предлагает раскрасить детям иллюстрации к этой сказке. Чтобы перейти к игре, нужно собрать 2-3 команды численностью по 6-7 детей. Нужно заранее подготовить несколько идентичных комплектов карточек, где изображены персонажи из сказки, а также фломастеры, карандаши и пластилин.
Затем педагогу нужно чётко сформулировать задание. В соседней комнате на столе есть настоящая или вылепленная из глины, пластилина или нарисованная репка. Заходя по очереди в эту комнату, каждый ребёнок вспоминает сказку, а потом все дети вместе занимаются составлением мозаики, располагая персонажей в порядке, описанным в сказке. Каждой команде выдаётся комплект с карточками героев. Игрок команды выбирает себе героя и кладёт его на стол в той последовательности, которая существовала в сказке.
Далее педагог предупреждает участников игры, что нужно соблюдать определённые условия:

  • время ограничивается 10 минутами;
  • нельзя говорить, а общаться только жестами и мимикой.

Когда задание будет выполнено, детям предлагается приступить к следующему этапу: каждый ребёнок должен слепить или нарисовать находящуюся в соседней комнате репку. Когда игра заканчивается, педагог с детьми вместе анализируют её результаты: делятся тем, что получилось, а что не очень, кому и почему было трудно, все ли справились.

Игра по мотивам народной сказки «Теремок»

Игра проводится по тому же алгоритму. Перед её началом происходит подготовительное занятие, где дети знакомятся или вспоминают сюжет этой русской народной сказки и обсуждают его. Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

  • Где теремок располагался (в поле)?
  • Кто первым там обосновался (мышка-норушка)?
  • Какие ещё животные жили в теремке (лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, волчок-серый бочок)?
  • Почему медведь на крышу полез (в теремок он влезть не мог, поскольку был слишком большой)?

После этого детям нужно предложить раскрасить картинки к сказке, которые выбраны педагогом. Далее наступает следующий этап интерактивной игры (см. предыдущий вариант). Когда задание будет выполнено, детишкам предлагается самостоятельно построить теремок из заранее подготовленных педагогом или принесённых детьми материалов. Когда игра заканчивается, приступают к анализу её результатов.
Прибегая при обучении дошкольников к интерактивным играм, педагог может столкнуться со слабой мотивацией детей («выпадение» из игры, отсутствие заинтересованности и т. д.). Есть проблемы с методической литературой и разработкой игр.

Память является важнейшим свойством личности и проходящим в мозгу процессом. Без неё невозможно было бы развитие интеллекта в принципе. К счастью, &nb ...

Игра «Домашний питомец»

Здесь также начинается с подготовительного занятия, где детишек знакомят с предложенным животным (здесь - курицей), обращаясь к любым видам искусства. Предлагают назвать русские народные сказки с этим животным, отгадать загадки, вспомнить стишки, мультфильмы, скороговорки, где героем выступает курица.
Примеры загадок:
Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белое круглое долго лежало,
Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое пушистое
И золотое. (Яйцо и цыпленок.)

Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу. (Петух.)

Раньше всех встает,
«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)

Прочитав стих «Курица» К. Чуковского, преподаватель расспрашивает о ней.
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споет.

Прочитав детям сказку «Курочка Ряба», педагог спрашивает, о чём она. После этого следует сказка К. Чуковского про цыплёнка с последующими вопросами: «Как цыплёнок себя повёл и почему, кто утешил его?».
«Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И, что было силы, запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!». Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».


Затем начинается следующий этап интерактивной игры, ставящий целью теснее познакомить детей с домашним питомцем.
Одна половина детей собирается вокруг стола с лежащими там белой и цветной бумагой, клеем, пластилином, ножницами и деталями конструктора. Им предстоит совместно создать образ цыплёнка. При этом дети не должны общаться вербально. Педагог может изменять игру в зависимости от подготовленности детей. Если им трудно выполнить задание, то им предлагают на выбор изготовление отдельных частей курицы из любого материала (лапки из пластилина, крылья из бумаги, тело и голову из элементов конструктора). Педагог не должен ничего за детей придумывать, а лишь направлять в нужное русло их творческую фантазию. Окончив работу, дети оценивают результаты и делятся впечатлениями. А вторая группа дошкольников отгадывает, что сотворили дети первой группы.

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...

Интерактивная игра «Лесное животное»

На подготовительном занятии детей знакомят с животным (пусть это будет белка), читают фрагмент из пушкинской «Сказке о царе Салтане», сказку «Белка и Волк» Л. Толстого, предлагают загадки про белок:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

* * *
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».
После сказки Толстого спрашивают детей, что они узнали отсюда про белок, как повела себя столкнувшаяся с волком белка?
В конце детям читается ещё одно стихотворение про белок.

Наталья Марушкина

Сегодня я хочу рассказать вам, как мы используем интерактивное оборудование в повседневной жизни ребенка.

Прогресс не стоит на месте. И от нас с вами тоже зависит, как будет ребенок владеть интерактивной сетью. Какую информацию он там будет искать. Будет ли она для него заменой внешнего мира или активным помощником и советчиком. Многие помнят то время, когда в домах было только телевидение. Сколько споров и советов оно вызывало. Какое расстояние до экрана, размер самого экрана, время просмотра телепередач, возраст зрителей, да мало ли еще. Скажите, вам это ничего не напоминает? Мир меняется, совершенствуется техника, а вопросы все те же. Но как бы мы не хотели уберечь детей от вредного воздействия новомодных гаджетов, они прочно вошли в нашу жизнь.

«Не войдя в воду, не научишься плавать». Так и с нашими детьми. Кто знает, что почерпнут они из этой новой «Чудо-техники», если мы, взрослые, не станем их путеводителями. В своей группе я пытаюсь показать детям, что интернет не поле развлечений, а именно поле познания с увлечением. Поле больших возможностей и малых затрат (это уже для педагогов). Подумайте сами. Сколько сил, времени и денег отнимает у нас создание дидактических игр для индивидуальной работы. А здесь: скачал, обработал, представил. Конечно, необходимо соблюдать баланс между ИКТ и обычными формами работы. Только тогда мы сможем добиться лучших результатов, не разрушив хрупкий детский мир человеческих отношений.

Итак, наши дидактические игры.

Чаще всего я использую материал с предыдущих занятий. Ведь, если на занятии мы играли, то почему бы не продолжить.

«Посади животных на места согласно звуковой модели».

Такие слайды накапливаются от занятия к занятию, и остается лишь собрать их в единую папку с общей задачей.

Так появились игры по грамоте.


«Составь звуковую схему и вставь знакомые буквы» .

По математике.


«Заштопай коврик»

Многие игры созданы с использованием шаблонов программы SMART Notebook.


Сортировка вихрей:


«Зимующие и перелетные птицы»

Сочетание изображений:


«Подставь название к картинке»

Активные точки:


«Путешествие по плану группы»


«Найди пару»

Викторина:


«Впиши ответ»

И другие.

А также игры с использованием «Конструктора занятий» все той же программы.


«Прочитай буквы» .


"Съедобные – несъедобные»


"Рассели птиц по домикам»


"В гостях у чисел».

Почему они? Да просто минимальные затраты на подготовку.

Есть игры созданные в программе PowerPoint.


Одну из них «Учимся разгадывать ребусы» я хотела бы предложить вашему вниманию в презентации. В данном случае я пользовалась не только картинками но и самим материалом с интернета. Увидев публикацию Лидии Филипенко, не могла пройти мимо. Переработала в PowerPoint, добавила анимацию и предложила детям. Они с удовольствием разгадывали ребусы.

Кроме этого мы используем готовые игровые программы, имеющиеся в детском саду.



ни помогают детям шире познавать мир. Через качественное видео, звук, анимацию дети могут приблизиться к многообразию животного и растительного мира, познакомиться с основами географии и астрономии, решить головоломки, предложенные разработчиками и многое другое.

Могу сказать, что активное использование интерактивной доски в группе не только повысило образовательный процесс, но и снизило ажиотаж действий на ней. То, что вначале дети рвались играть, лишь бы потрогать, подвигать, порисовать, сменилось осознанным выбором игры. Дети не сидят рядом, они заняты другими играми со сверстниками. Они не бросают другие виды деятельности ради игр на доске, но с удовольствием соревнуются в применении полученных знаний, с увлечением решают сложные программные задачи.

Спасибо за внимание. Надеюсь, наш материал оказался для Вас интересным.

Публикации по теме:

Игра «Мебель» Цель: согласование числительных два и пять с существительными. Игровой материал: предметные картинки мебели, два игровых поля.

Дидактические игры формированию образной речи у старших дошкольников Вот некоторые из игр, которые использую на занятиях. Предлагаю вам поиграть. Игра «Фразеологический зверинец» учит подбирать подходящие.

С целью роста познавательного интереса воспитатель должен стараться разнообразить предметно-развивающую среду. Для этого многие изготавливают.

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников Решающее значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков,.